С введением новых образовательных стандартов, деятельность дошкольного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.
Цель деятельности педагога-психолога ДОУ - содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
Новое в разделе «Должностные обязанности»
Педагог-психолог ДОУ:
• Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
• Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.
• Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников и т.д
В соответствии с ФГОС в нашем ДОУ я веду работу с детьми в направлениях:
- коррекционно-развивающая работа;
- психологическая диагностика;
- психологическая профилактика.
Цель:
• Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• Оптимизация работы с группой детей.
Требования к условиям:
• При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
• Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО].
Психологическая диагностика воспитанников предполагает, что педагог-психолог:
- проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
- проводит регулярные скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития детей, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи;
- составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
- определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумов;
- проводит изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Е.С. Екжановой "Диагностико-прогностический скрининг"
Предъявляемые детям задания исследуют, с одной стороны, уровень их умственного развития, а с другой стороны, они позволяют педагогу судить об уровне развития у учащихся предпосылок учебной деятельности:
-самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу,
-осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности,
-довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия,
-переключиться на выполнение другого задания.
К предпосылкам учебной деятельности может быть отнесена также:
- операция звукового анализа, т.е. умение последовательно выделять звуки в слове;
-сформированное зрительно-пространственное восприятие;
-развитая продуктивная деятельность, которая изучается при рисовании детьми заданных изображений: дома, дерева и человека.
Углубленную индивидуальную диагностику по подготовке к школе я провожу на основе "Экспресс диагностики готовности к школе " Вархотовой Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В. с добавлением ряда методик.
Диагностику познавательной сферы у детей дошкольного возраста я провожу, используя комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений Экспресс-диагностика в детском саду Н. Павловой, Л.Руденко.
Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы.
Диагностика состояния эмоционально-личностной сферы включает оценку
-тревожности,
-самооценки,
-произвольной регуляции поведения,
-мотивационной сферы.
Цель: содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.
Требования:
• Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
• Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.
• Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.
В Стандарте учитываются:
1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].
Коррекционно-развивающая работа в нашем ДОУ осуществляется мной в следующих направлениях:
-Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению
-Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп по результатам диагностики познавательных процессов
-Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей старших и подготовительных групп.
Цель: сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.
Педагог-психолог:
- выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности воспитанников с учетом их особенностей;
- осуществляет психопрофилактическую работу с учетом особенностей восптанников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации;
- осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
- участвует в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни;
- разрабатывает рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности воспитанников, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Одним из направлений психопрофилактики в ДОУ является - профилактика дезадаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
Детский сад - это новый период в жизни ребенка. Так впервые малыш осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.
Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, устойчивость к инфекциям, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.
Задача педагога-психолога - создать такие психолого-педагогические условия, при которых у детей процесс адаптации к ДОУ прошел бы успешно и безболезненно.
Использование разных форм творческого самовыражения детей может являться одним из существенных факторов сохранения их психического здоровья, более успешного решения образовательных и воспитательных задач в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Сегодня возрастает актуальность арт-терапевтического метода, суть которого заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные виды деятельности, используя различные материалы, играя, получают возможность выразить себя, выплеснуть отрицательные эмоции.